Булавин К.А. (1660 - 1708)
Булавин К.А.
(1660 — 1708)
Булавин Кондрат Афанасьевич — предводитель казачьего восстания на Дону. Казак Трехизбянской станицы, сын станичного атамана. Дата рождения точно неизвестна, ориентировочно около 1660 года. Булавин принадлежал к известному казачьему роду, поселившемуся на Дону не слишком давно. Отец его был, вероятно, из города Салова что под Харьковом.
В конце 1680-х Кондрат Афанасьевич участвовал в походах против крымских татар, возглавляя отряд донских казаков. К началу 18 века между казаками и российскими властями сложились весьма напряженные отношения: казаки проявляли недовольство тем, что Дон по существу был поставлен под контроль азовского губернатора после завоевания Россией Азова в 1696 году.
Все сильнее раздражали их настойчивые требования правительства выдавать беглых. В условиях, когда государству люди необходимы как плательщики податей, рекруты и рабочая сила, оно не могло более терпеть отдушину на Дону, где народ избавлялся «от всяких бед». В начале 18 века возник спор между войском и соседним украинским слободским Изюмским полком за соляные промыслы, находившиеся у впадения в Северский Донец его правого притока — речки Бахмут. Правительство считало необходимым передать спорную землю изюмцам, полагая, что если эти промыслы будут принадлежать войску Донскому, там станет укрываться множество беглых людей из России. Казаки же не только лишались изрядного дохода от добычи и торговли солью, но вынуждались покупать ее по высоким ценам у государства.
В 1705 казаки под командой Булавина заняли соляные промыслы, перед тем захваченные царским правительством, и начали варить соль сами. Предприятие окончилось успешно, и охранявший солеварни изюмский полк был вынужден уйти. Кондрата Афанасьевича казаки избрали атаманом на Бахмутских промыслах. Но изюмский полковник Щуст направил жалобу в Адмиралтейский приказ. Летом 1706 года на промыслы прибыл дьяк Адмиралтейского приказа А.
Горчаков для осмотра соляных варниц и спорных земель по Бахмуту. Булавин арестовал его, а затем выслал в Воронеж. С этого началась борьба Булавина с царским правительством.
Непосредственным же поводом к началу боевых действий послужило прибытие на Дон карательного отряда князя В. В. Долгорукова, оный направлен на Дон был для сыска и возврата беглых. «Акция» проводилась таким образом, что каратели на своем пути «многие станицы огнем выжег, многих старожилых казаков кнутом бил, губы и носы резал, младенцев по деревьям вешал». При известии о приближении отряда население городков разбегалось по лесам и урочищам.
Когда отряд полковника стал на ночь в Шульгинском городке, казаки во главе с Кондратом Афанасьевичем Булавиным напали на карателей. Отряд карателей (ок.1000 чел.) был разгромлен, а князь Долгоруков и все, бывшие при нем, офицеры были убиты, своей жизнью заплатили за грубое нарушение традиций донской вольности. Так в ночь на 9 октября 1707 года началось восстание.
Есть основания считать, что убийство князя Булавин осуществил в сговоре с донскими старшинами, которые таким образом надеялись ослабить вмешательство властей в донские дела. Но в то же время они опасались, что об их сговоре узнает царь. Чтобы замести следы, старшины наскоро собрали походное войско и направили его против булавинцев. У Закотного городка, что на Айдаре, 18 октября они разбили восставших. Самому Кондратию Афанасьевичу с группой казаков удалось уйти в Бахмут, где мог получить помощь от татар и запорожцев.
Там он приказал своим атаманам-сподвижникам Хохлачу, Некрасову, Драному, Голому и др. перейти Донец и, став за Mиусом, стараться усилить отряды свои беглецами из Малороссии и вольницею с Дона, сам же отправился в Запорожскую Сечь, где заключил с запорожцами тайный союз — друг за друга стоят твердо и радеть единодушно. В Сечи же Булавин стал поднимать «охотное войско» (добровольцев) и рассылать «прелестные письма» уверявшие, что «бояре и немцы вводят казаков в эллинскую веру, жгут и казнят напрасно» и с призывом постоять за казацкие права, «за истинную веру христианскую», против «изменников», а это «бояре, да прибыльщики и немцы». И с началом весны выступил в поход.
Царское правительство, предвидя опасность, решило задушить восстание в самом начале: 20000 чел. регулярных войск двинулись от Тулы под начальством кн. Дм. Мих. Голицына, вскоре корпус этот вместе с верными царю донскими казаками был отдан под начальство князя Васасилия Долгорукова, брата убитого Юрия Долгорукого. Ранней весною 1708 г. Булавин сосредоточил у реки Mиуса все свои отряды; атаман Максимов на походе из Черкасска несмотря на превосходство сил булавинцев, напал на него и после упорного и кровопролитного боя, был разбит, потерял пушки и весь свой стан, после чего отступил в Черкасск.
Булавин, одержав победу, отправил несколько легких отрядов к станицам Донецким, Хоперским, Бузулукским и Медведицким, откуда они распространились до Козлова и Тамбова, сам же с главными силами направился к Черкасску. До Кобылинской станицы он встречал сильное сопротивление со стороны верных станиц, которые защищались от него, как от врага, но здесь, усилившись изгнанными из России раскольниками, он беспрепятственно дошел до Черкасска, которым и завладел хитростью (на сторону Булавина перешла черкасская «голытьба»).
Восставшие казнили нескольких старшин, отрубив головы атаману Лукьяну Максимову с четырьмя старшинами, удушив пятого старшину Ефрема Петрова, разделили их имущество, и собрали Круг, где провозгласили Булавина войсковым атаманом. Став атаманом Кондратий Афанасьевич попытался вступить в переговоры с центральными властями, но московские власти не могли ему простить убийства родовитого карателя.
После неудачи в переговорах Булавин немедленно отправил вверх по Волге, по разинскому пути, повстанческие отряды атаманов И. Некрасова, И. Павлова, Хохлача. Казаки осадили Царицын и Саратов, а атаман Хохлач даже взял Камышин. Сочувствие булавинцам выражало население южных русских уездов. Однако ни Хохлач, ни Некрасов не получили из Черкасского никакой помощи.
Все внимание булавинцев было приковано к Донцу, откуда ожидался со стороны Украины подход царских войск. Там атаманы С. Драный, Н. Голый и С. Беспалов одержали 8 июня победу на реке Уразовой над Сумским полком. 30 июня казаки нанесли новое поражение слободским полкам и осадили город Тор.
Между тем правительство, получив известие о поражении атамана Максимова и успехах восставших, в дополнение к двадцатитысячному отряду Долгорукого бросило против восставшего Дона новые карательные отряды — генералу Бахметеву с его бригадою было приказано поспешить к Черкасску.
Бахметев присоединился к главному корпусу кн. Долгорукова. Путь к Черкасску прокладывалось силою оружия. Каратели по пути жгли станицы не щадили ни старых, ни малых.
На реке Куртлаке Долгоруков напал на пятнадцатитысячный отряд восставших казаков, предводимых Хохлачем, и рассеял их; ожесточение карателей было так велико, что в плен было взято только 143 чел., а остальные были перебиты, кроме немногих спасшихся бегством. Почти в тоже время другой отряд, под начальством полковника Кропотова и Гулица, разбил на голову атамана Драного (атаман Драный погиб).
Несмотря на все это, восставшие отважились действовать наступательно. Хохлач, Казанкин и Ганкин с 5000 казаков и появились под Азовом и осадили его, но встретили столь сильный отпор, и принуждены были отступит. Вести о неудачах быстро достигли Черкасска и казачья старшина решила действовать. 18 (7) июля 1708 года верные царю казаки под предводительством избранного ими старшины, Ильи Зерщикова, напали на атаманский дом Булавина.
Кондрат Афанасьевич с 11 преданными ему людьми защищался отчаянно, но увидев, что дом начали обкладывать камышом, с целью поджечь его, застрелился из пистолета (по другим данным был убит в бою). Все его захваченные в Черкасске сподвижники были отправлены в Москву, а труп Булавина отвезен в Азов и там, по отсечении головы, был подвешен.
Перемены на Дону не предотвратили вторжения карателей. В. Долгорукий 27 июля вошел в Черкасский городок. Несмотря на выражение казаками покорности, он расправился с ними, казнив 200 человек. Затем пошел вверх по Дону, проводя по пути массовые расправы. Опять горели станицы, почти поголовно уничтожалось население, а по Дону плыли плоты с повешенными. В мирных станицах, по доброте душевной, Долгорукий проводил «лишь» децимации (казнил каждого десятого).
Сопротивление карателям попытались оказать казаки Павлова и Некрасова, на помощь которым шел Н. Голый. Долгорукий не дал соединиться повстанческим отрядам. К тому же в бою у Паншина городка пришедшие с Волги войска князя П. Хованского и калмыки хана Аюки разбили восставших, после чего уцелевшие казаки бежали в городок Некрасову.
Спасаясь от карателей, Некрасов увел 2000 казаков на Кубань. Там они основали три городка и продолжали вести борьбу, совершая набеги на донские станицы и русские пограничные города, иногда вместе с татарами и ногаями, вплоть до самой смерти атамана в 1737 году.
Полностью движение было подавлено в начале 1709 года. Итогом его было прежде всего массовое истребление казачества. Войско Донское потеряло часть своих земель и было полностью поставлено под власть русского царя. Так трагически завершилась жизнь Кондратия Афанасьевича Булавина и последняя попытка донцов отстоять свою вольность и самостоятельность.