Исчезнувший хутор Крылов
Данные о хуторе Крылове впервые появляются до 1822 года, он был основан на восточных землях станицы Верхне-Курмоярской, затем перешёл в юрт станицы Потёмкинской, с 1980 года в станице Атаманской. Хутор обосновался в живописном месте, на берегу реки Кара-Сал, где к степной речке примыкает балка Чёрная.
Через хутор проходили дороги, связывающие населённые пункты Задонья: хутор Нагольный – станица Атаманская, хутор Дарганов – станица Атаманская, пос. Котельниково – хутор Догзмакин – хутор Лобов.
Из Подробной карты земли Войска Донского 1822 года [1]
По преданию, первым стал застраивать хутор казак Павел Никитович Крылов, первопоселенцами также были многочисленные семьи братьев Аристарха и Амплея Крыловых. [2]
Семьи Крыловых были заслуженными династиями Дона. Урядник Фёдор Тихонович Крылов стал участником Всеобщего похода до Оренбурга («Индийский поход» 1802 г.) Фёдор Васильевич Крылов служил в чине есаула во 2-м Донском казачьем полку, избирался атаманом станицы Верхне-Курмоярской с 1880 по 1883 годы. Иван Фёдорович Крылов дослужился до есаула 5-го Донского казачьего полка, награждён орденами Св. кн. Станислава 3 степени, Св. Анны 3 степени, с 1908 года — войсковой старшина. [3]
Поселенцы столкнулись с трудными климатическими условиями, возможности для земледелия сложные: светло-каштановые почвы с солонцами, засушливый климат. Земли, на которые они прибыли, были малопродуктивны, что делало жизнь людей тяжёлой.
В 1859 году в хуторе насчитывалось 140 чел., через 12 лет числилось 181, из них иногородних 22, работали три ветряка, лавка и питейный дом. Перепись 1873 года показала, что имеется 28 плугов, 102 лошади, 173 пары волов, 1 613 голов прочего рогатого скота, 4 199 овец.[4] В 1897 году было учтено 733 жителя. На берегу реки Сал находились огородные плантации, их арендовали татары, сажали капусту, огурцы, помидоры, картофель, поливали посредством чигирей — водоподъёмные устройства в виде колеса, снабжённого черпаками.
С образованием Атаманского юрта Крылов пополнился новыми переселенцами-казаками из станиц Верхне-Курмоярской и Потёмкинской: Землянухины, Киреевы, Карасёвы, Ломакины, Текучёвы, Фомины.
Селиться на обширных просторах Задонья казаков побуждала уменьшающаяся площадь земельного казачьего пая на Правобережье, территория на востоке Области войска Донского была неосвоенной.
Казачьи офицеры получали увеличенный пай. Обер-офицеры (хорунжий, сотник, есаул) — по два пая, штаб-офицеры (войсковой старшина, полковник) — по четыре. Выделить такие участки на Правобережье к концу XIX века возможности уже не было, поэтому неслучайно Крыловы селились на новых землях, на берегах Акшибая и Кара-Сала. В хуторе в 1897 году было учтено дворян потомственных (вместе с семьями) — 27 чел. Потомственное дворянство передавалось законным наследникам штаб-офицеров, в хуторе проживало несколько их семей.
Ученица Шебалинской школы Диана Данилова под руководством преподавателя А. П. Зайцевой написала реферат по истории Крылова, в нём краевед описывает жизнь и быт хуторских семей.
Многодетная семья Изучеевых соорудила ветряную мельницу, за помол люди платили мукой, зерном. Излишки везли на станцию Котельниково, где ежегодно проходила осенняя ярмарка, продавали и покупали одежду, другие товары для семьи. Транспортным средством были волы, запряжённые в телегу. Выезжали вечером, путь неблизкий — 45 вёрст, ночевали в степи, чтобы к утру прибыть на ярмарку. Купец 1 гильдии Я. А. Белугин выстроил капитальные амбары для хранения зерна, на сваях, добротные, из брёвен, обшитых досками, чтобы весной, в непогоду, семенное зерно не намокало.
Около речки и по балкам, где летом сохранялась влага, были посажены сады. С юго-восточной, южной и юго-западной сторон посёлка росли плодовые деревья — яблони летних и зимних сортов, вишни, груши, чернослив, тёрн, а также декоративные кустарники сирень, жёлтая парковая роза, шиповник. Для защиты плодовых от зимних ветров высадили дубы, осины, тополя белолиственные. Урожай с садов в виде варенья, мочения, сушки на зиму шёл на казачьи столы. [5]
Макет казачьего куреня [6]
Успенская церковь была основана в 1890 году, входила в Потёмкинское благочиние.[7] До этого времени хуторяне были приписаны к походной церкви во имя св. священномученика Власия, епископа Севастийского, которая располагалась в станице Атаманской. По воспоминаниям старожила М. М. Дулимовой при постройке зашёл спор, где строить храм, в западной или восточной части хутора. Долго препирались, но всё решилось за одну ночь, крепкие парни перетащили камни-валуны под фундамент на середину поселка, с северной стороны. Там и поставили церковь — деревянную, на кирпичном фундаменте. Ставить крест на купол пригласили специалиста, населению предложили внести пожертвования. Узелки с деньгами привязывали к кресту, затем отдали людям, принимавшим участие в установке колокола и креста на куполе.
В конце века священниками служили Василий Дмитриевич Никольский, Павел Иванович Одинцов, Стефан Гаврилов, псаломщиком были Иван Андрианов, Василий Борисов, он окончил духовную семинарию. Житель хутора Виктор Матвеев учился в 1901 году в IV классе Новочеркасского духовного училища. После смерти отца, священника Успенской церкви, он от Правления училища получил пособие — 40 руб. [8]
В хуторе было много старообрядцев, в конце XIX века насчитывалось 271 чел. — каждый третий житель.
Одноклассное приходское училище организовали в 1890-е годы.[9] Законоучителем стал священник Пётр Мудров, учителя — Николай Краснянский, Василий Подрезов («домашнего образования») и Антонина Ивановна Борисова. Урядник Пётр Крылов занимался военной подготовкой учеников, тогда она называлась гимнастикой. Донской епархиальный учительский совет в 1897 году отмечал, что в хуторе Крылове стараниями заведующего — священника Василия Никольского и учителя диакона Игнатия Тимченко построено новое удобное школьное здание на 60 учащихся, с хорошей мебелью. Обучается 45 учеников в трёх отделениях, выполняются все требования учебной программы. [10]
Учредили хуторское Правление, хуторскими атаманами избирались урядники Филат Фомин, Григорий Михайлович Максимов, Карп Чиков, Макар Кондрашов, фельдшер Иван Стекольников, казак П. Трефилов.
В 1915 году насчитывалось 934 чел. в 137 дворах, выделено 12 690 десятин земли, проживало 103 калмыка.
Во времена лихолетья хутор Крылов оказался в центре грозовых событий, здесь особенно остро сказалось противостояние казачьего и крестьянского, иногороднего населения. В начале 1918 года происходило разделение на противоборствующие стороны. Казаки хутора Крылова в большинстве ушли к белым, дали пополнение полков Донской армии. Красной подковой охватили казачий хутор крестьянские населённые пункты: Киселёвка – Торговое – Заветное – Зайцев – Троилинский – Лопатин – Сиротинский. Их жители в массовом порядке уходили к красным.
Командир краснопартизанского отряда П. А. Ломакин
Казак П. А. Ломакин родился в хуторе Крылове Атаманской станицы. В 1902 году призвали на действительную военную службу, после которой занимался домашним хозяйством, работал по найму. В Первую мировую войну служил в 39-м Донском казачьем полку. Во время Февральской революции вахмистр стал председателем комитета казачьей сотни и членом полкового комитета.
В октябре 1917 года прибыл в Крылов, где избрали председателем Совета. Из фронтовиков-казаков, а также из крестьян и иногородних создал красно-партизанский отряд, в основном, из станицы Атаманской, хуторов Сиротского, Троилина. К концу декабря насчитывалось более 100 вооружённых бойцов, в феврале присоединились добровольцы из станицы Андреевской, в отряде стало более 200 штыков и сабель, с лета 1918 года отряд влился в Красную армию.
В 1942 году П. А. Ломакин снова стал партизаном. Отряд общей численностью 29 бойцов был переброшен через линию фронта. Под хутором Киселёвским (Заветинский р-н) бойцы уничтожили 185 солдат и офицеров противника. Немцам удалось окружить партизан в балке Базовой, двое суток шёл бой, все партизаны погибли. П. А. Ломакин похоронен в братской могиле в городе Котельниково.
После Гражданской войны хутор Крылов представлял мрачную картину. Усадьбы зажиточных казаков разграблены, казачьи и крестьянские семьи после поборов с обеих сторон поставлены на грань голодной смерти. Потери с обеих сторон были значительными.
После окончания войны по сравнению с 1915 годом хутор не досчитался более 40 жителей. Это были казаки, погибшие в ходе боевых действий, расстрелянные красными.
В крестьянских уторах потери были не меньшими. Соседний хутор Троилин, давший ядро краснопартизанских отрядов, потерял около трети населения, вместо 988 крестьян стало 697.
Таблица численности населения в 1897–1926 гг. [11]
1897 | В т. ч. казаков | 1915 | 1920 | 1925– 1926 | В т. ч. казаков | |
х. Крылов | 733 | 585 | 934 | 890 | 783 | 761 |
К 1926 году казачье население Крылова восстановилось, но общее количество жителей так не стало большим, чем в годы расцвета хутора, из 934 прежних жителей насчитали всего 783 чел. при 170 дворах.
В первой половине 1920-х годов противостояние бывшей войны продолжалось. В степи скрывались отряды повстанцев, состоящие из казаков, ранее служивших у белых. Новые власти для борьбы с ними создавали части особого назначения и местные отряды из числа бывших красногвардейцев. В Крылове такой отряд был сформирован А. И. Крыловым. В ходе очередного налёта повстанческого отряда красные были разбиты и все погибли.
Г. Е. Борисов родился в хуторе Крылове, вступил в РККА, в 1921 году был направлен комиссаром в станицу Атаманскую, затем стал председателем Совета хутора Крылова. Его вместе с заместителем К. Ф. Трыновым зарубили повстанцы. Похоронили их в хуторе Крылове. Затем председателем был назначен И. И. Чучуев. Его тоже убили повстанцы, похоронен рядом со своими единомышленниками.
Мемориальная плита на месте захоронения
В 1969 году в хуторе Шебалине было проведено перезахоронение останков четырёх активистов советской власти из хутора Крылова. [12] С 1917 по 1932 годы в хуторе было убито около 30 красных. [13]
Во второй половине 1920-х годов в Крылове работала школа первой ступени. [14] Работали три мельницы.
Филолог профессор Донского пединститута А. В. Миртов в 1920–1927 годах проводил опросы донских казаков, участники экспедиции организовали анкетирование учителей. Итогом работы стало создание «Донского словаря». Специалисты записали особенности речи казаков, в том числе, в хуторах Крылове и Никольском станицы Атаманской. [15] Из говора казаков этих хуторов в «Словарь» вошли интересные обороты.
Болонка — подоконник, задвижной ставень, окно.
Гальма — тормоз у телеги, а также на мельнице (када нада гальмавать з горы, палку фкалисо фвтавиш).
Глыбче — глубже (сбочь дороги снегу глыбче пояса).
Корец — ковш для воды и зерна (карьцом залу выгрябай).
Кормушка — доска на сиденье на корме лодки (на кармушки кармафщик сидить и рулить).
Народность — народ (народность как хлынула мост переходить). [16]
Колхоз им. Орджоникидзе (председатель И. Г. Волочаев) в Крылове создали в начале 1930-х годов. Были выстроены новая школа, клуб.
В начале августа 1942 года на задонские хутора накатилась коричневая волна немецких и румынских агрессоров, почти полгода Крылов был под оккупацией. Освобождение стало возможным после наступательных операций РККА Среднедонской («Малый Сатурн») и Котельниковской, которые проводились во второй половине декабря 1942 года. Удар 28-й армии РККА (командующий генерал-лейтенант В. Ф. Герасименко), нанесённый от Астрахани, через Калмыцкие степи, был такой силы, что румыны дрогнули и оставили позиции по реке Загиста. [17] В Крылов вошла 126-я стрелковая дивизия, здесь расположился её штаб.
Журнал боевых действий 51-й Армии, 30 декабря 1942 г. [18]
При отступлении румын в хуторе сгорела церковь, которая использовалась как наблюдательный пункт, первый снаряд попал в неё.
Казачьи потомки сражались храбро. Алексей Александрович Аникеев родился в хуторе Крылове, служил командиром противотанковой роты морской бригады, был участником знаменитого десанта на Малую землю под Новороссийском. В районе Станички грамотно руководил ротой, был уничтожен танк, пять станковых пулемётов,
20-летнему лейтенанту вручили медаль «За отвагу». В ходе тяжёлых боёв подразделение участвовало в освобождении Мысхако. Командный состав батареи 76-мм орудий был выбит, А. А. Аникеев не растерялся, стал командовать батареей, артогнём уничтожил танк, блиндажи, ДЗОТы. Наградили орденом Отечественной войны 2 степени. За бои по освобождению Севастополя вручили орден Отечественной войны 1 степени. [19] Трижды ранен.
После войны Крылов стал восстанавливаться. С 1955 года он находился в Шебалинском сельсовете, с 1968 года — в Кировском (н/в Никольском), с 1975 года вернулся в Шебалинский сельсовет.
Сначала земли хутора Крылова вошли в состав совхоза «Заветинский № 9», хутор стал отделением хозяйства. Из этого совхоза в 1968 году выделился овцесовхоз «Шебалинский», к которому и относился хутор Крылов.
Концентрация производства неумолимо создавала условия для упрочения одних населённых пунктов и исчезновения других. Хутора, которые стали центрами крупных хозяйств, последовательно благоустраивались. Судьба других была печальной, ибо отпала необходимость в сохранении мелких производств вдали от центральных усадеб, оснащённых модернизированной сельскохозяйственной техникой.
План-схема х. Крылова, 1930–60-е гг. [20]
В новых условиях малочисленные по населению хутора не могли дать современные удобства для повседневной жизни. Рядом, в 8 километрах, в хуторе Шебалине, были выстроены: двухэтажная средняя школа, Дом культуры, библиотека, детский сад, врачебная амбулатория, интернат, 150 двухквартирных жилых домов, проложены тротуары, водопровод, построена асфальтированная дорога.[21] Когда было достаточным учить детей грамоте в двухклассной церковно-приходской школе, можно было жить в отдалении от крупных населённых пунктов. Пришло время, когда, как минимум, среднее образование решало судьбу молодёжи, и пришлось перебираться в места, расположенные поближе к десятилеткам.
Хуторяне стали разъезжаться, всё меньше и меньше усадеб оставалось в степном посёлке. Выезжали на постоянное место жительства в хутор Шебалин, города Волгоград, Котельниково, в село Заветное, в крупные хутора Заветинского района.
В настоящее время на территории земель хутора успешно работает фермерское хозяйство «Крыловское», которым руководит В. А. Аникеев, хозяйство снабжено современной техникой, растёт урожайность, увеличивается поголовье скота.
х. Крылов, 2020 [22]
Располагавшийся на красивом берегу реки Кар-Сал, насчитывал Крылов в начале XIX века почти тысячу жителей. На 2010 год в хуторе было прописано (с жителями животноводческих точек) 155 чел.
К 2020 году осталось лишь несколько домов. И кто знает, возродится ли когда-нибудь славный казачий хутор.
с. Дубовское
В. А. Дронов
[2] Данилова Д. Хутор Крылов — начало начал. 2017. С. 2. URL: Официальный сайт Шебалинской ср. школы (обращение от 22. 12.2019).
[3]Корягин С. В. Генеалогия и семейная история Донского казачества. М, 2006. Вып. 78. С. 55.
[4] Область войска Донского по переписи 1873 года. Вып. 1. Новочеркасск, 1879. С. 48.
[5] Данилова Д. Хутор Крылов — начало начал. С. 2.
[6] Экспозиция музея Шебалинской средней школы.
[7] Шадрина А. В. Храмы Донской и Новочеркасской епархии. Конец XVII века – 1920 г. Ростов-н/Д: Антей, 2014. С. 198.
[8] Сизенко А. Г. Церковный клир городских, станичных и хуторских церквей Войска Донского XVIII в.– 1918 г. Ростов н/Д, 2012. С. 329.
[9] Кириллов А. Донская епархия в её настоящем положении. Новочеркасск, 1896. С. 116.
[10] Донские епархиальные ведомости. 1897. № 23. С. 588.
[11] Первая всеобщая перепись населения Российской Империи, 1897. / Под. ред. Тройницкого Н. А. М, 1905. Алфавитный список населенных мест Области войска Донского. Новочеркасск: Областная войска Донского типография, 1915. Донское областное статистическое бюро. Донской статистический ежегодник. 1922 г. Ростов н/Д, 1922. Список населённых мест Северо-Кавказского края. Ростов н/Д, 1925. Поселенные итоги переписи 1926 года по Северо-Кавказскому краю. Ростов н/Д, 1929.
[12] И лишь ковыль о прошлом всё звенит… Под. ред. Сокиркина В. С. Батайск, 2006. С. 152.
[13] Данилова Д. Хутор Крылов — начало начал. С. 4.
[14] Список населённых мест Северо-Кавказского края. 1925. С. 235.
[15] Миртов А. В. Донской словарь: материалы к изучению лексики донских казаков. Ростов н/Д, 1929. С. 14.
[16] Большой толковый словарь Донского казачества. М.: «Астрель», 2003. С. 101, 108, 232, 233.
[17] Краснознамённый Северо-Кавказский. / Под ред. Алтунина А. Т. и ред. колл. Ростов н/Д: Ростовское кн. изд-во, 1971. С. 24.
[18] Фото Интернет-сайта URL: Подвиг народа.
[19] ЦАМО. Ф. 33. Оп. 682526. Д. 1575. № зап. 17911347.
[20] Предоставлено А. П. Зайцевой.
[21] И лишь ковыль о прошлом всё звенит… С. 153.
[22] Интернет-сайт: Карты Google (обращение от 20.05.2020).