Казак в тюремном "Университете"
Крупнейший индийский мыслитель и политический деятель Джава-харлал Неру высказал как-то такую парадоксальную мысль: каждый порядочный человек должен хотя бы раз в жизни, пусть даже недолго, отсидеть в тюрьме. Это, по мнению мыслителя, позволит ему больше ценить отпущенное судьбой время, свою свободу и саму жизнь. Утверждение, конечно, довольно спорное.Однако сложилось так, что многие видные деятели отечественной истории вынуждены были выверять правомерность указанных человеческих ценностей именно таким путем — за тюремной решеткой. Среди них немало персонажей донской истории: атаман Матвей Платов, первый поэт Дона Евлампий Котельников, великий философ Алексей Лосев.
В этом списке есть место и для видного бытописателя донских нравов, талантливейшего литератора-самородка, казака станицы Глазуновской Федора Дмитриевича Крюкова. Перипетии его тюремных злоключений таковы. В апреле 1906 года он был избран депутатом от Донской области в 1-ю Государственную Думу. Произошло это, кстати, на съезде выборщиков, состоявшемся в Новочеркасске. Дума была торжественно открыта 28 апреля того же года в Зимнем дворце Петербурга. А уже спустя три с лишним месяца, 8 июля 1906-го, указом Николая II она была распушена.
Депутаты, прибывшие к Таврическому дворцу, где располагалась Дума, обнаружили на воротах замки, а у ворот — стражу, которая не пустила их во внутрь, Тогда большая группа возмушенных действиями властей думцев отправилась в город Выборг. Там в гостинице «Бельведер» отрешенные от своих обязанностей депутаты приняли (обсуждавшееся в течение трёх дней) воззвание протеста, которое заканчивалось таким призывом: «Граждане! Стойте крепко за попранные права народного представительства, стойте за Государственную Думу… Стойте за свои права все, как один человек. Перед единой и непреклонной волей народа никакая сила устоять не сможет. Граждане! В этой вынужденной, но неизбежной борьбе ваши выборные люди будут с вами».
Документ получил широкую известность под названием «Выборгское воззвание». При его подписании присутствовало множество российских и иностранных журналистов. По окончании церемонии, как вспоминал Крюков, «в тот же вечер многочисленные корреспонденты разнесли содержание этого воззвания во все концы земного шара». В ответ петербургские власти организовали следствие в отношении тех, кто его подписал. Против них было возбуждено уголовное дело, завершившееся судом, состоявшимся 12-18 декабря 1907 года в Петербурге. Так Крюков в числе тех, кто поставил подпись под «Выборгским воззванием», оказался на скамье подсудимых.
Недавним депутатам Государственной Думы было инкриминировано стремление «возбудить население России к неповиновению и противодействию закону». Недельное разбирательство закончилось вынесением приговора, согласно которому все, за исключением двух подсудимых, были признаны виновными и отправлены в петербургскую тюрьму «Кресты» на три месяца каждый. Бывший донской депутат Крюков попал за решётку.
В «Крестах» он решил не терять времени даром и сумел написать там одну из лучших своих повестей — «Зыбь», которую высоко пенил Максим Горький. Примечательно, что в тюрьме Федор Дмитриевич больше всего скучал по обычной, привычной людям земле. Недаром же его повесть стала возвышенным гимном в её честь. Тюремные университеты позволили Крюкову глубже осмыслить значимость известной формулы: «Человек на земле — у себя дома».