Ах, эта свадьба...
Апрель 1887-го на исходе. Весенний Новочеркасск. Здесь два дня ПОДРЯД шумит казачья свадьба. Многолюдная, разгульная, развеселая. Со тонкой нескончаемой музыкой, с казачьими песнями, с бабьим козлоголосием, с обилием вин и напитков. Невесте всего шестнадцать; жених, как и положено, постарше ее. Бесконечное словословие в адрес молодых, тосты, наставления, пожелания.
В центре внимания — конечно же жених и невеста. Но, пожалуй, не меньшее внимание присутствующих сосредоточено еще на одном человеке: он шафер на этой свадьбе со стороны невесты. Высокий, осанистый, ясноликий. Внимательный глаз может, правда, заметить, что на нем фрачная пара с чужого плеча, брюки чрезмерно широки, а на одном манжете рубашки отсутствует запонка. И все же, он выглядит эффектнее всех. Это — двадцатисемилетний писатель Антон Павлович Чехов.
Вот он в свадебной свите на венчании во временном деревянном войсковом соборе, а затем — неотлучно, добросовестно, степенно выполняет свои шаферские обязанности в доме жениха. Ему все интересно, все любопытно, до всего есть дело. Он буквально впитывает свадебные впечатления. Еше бы, сколько вокруг самобытных личностей, сколько колоритных фигур, сколько занимательных ситуаций. Казачьи обычаи, традиции, шутки, присказки, истории во всем их многоцветий. Какая обильная пиша для писательских наблюдений, размышлений, обобщений!
И действительно, пребывание на казачьей свадьбе в Новочеркасске не прошло для Чехова даром. Накопившиеся впечатления побудили его написать рассказ «Свадьба», опубликованный впервые 21 сентября 1887 года в «Петербургской газете» под псевдонимом «А. Чехонте».
Нельзя сказать, что Антон Павлович тогда первый раз написал о свадьбе. Отнюдь нет. Занимательное действо свадьбы приковывало его писательский интерес и раньше. Однако рассказ, написанный по следам новочеркасских впечатлений, представил Чехова читателям столь глубоким психологом, что все предыдущие свадебные сочинения Антона Павловича увиделись как бы своеобразными приближениями к нему.
Еше до приезда в Новочеркасск писателю приходилось бывать шафером на свадьбах. К примеру, летом 1881 года он вместе с братом Николаем «шаферничал» на свадебной церемонии в родном Таганроге. Полученные впечатления побудили братьев к совместной публикации. Вскоре в журнале «Зритель» появилась серия рисунков Николая Павловича Чехова с белле-тризированными подписями Антона Павловича.
Свадебная тема была продолжена Антоном Павловичем затем в рассказе «Брак по расчету», опубликованном в ноябре 1884 года в журнале «Развлечение». В декабре того же года в журнале «Осколки» был напечатан рассказ писателя «Свадьба с генералом». Кстати, даже самый последний из написанных Чеховым рассказов также примыкает к свадебной тематике. Его название «Невеста» (1903 г.).
Несомненной вершины в живописании свадебных историй Антон Павлович достиг в знаменитом водевиле «Свадьба», вобравшем в себя некоторые образы и сюжетные повороты, рожденные в его предыдущих рассказах. Среди персонажей водевиля примечателен безымянный шафер, представленный в нем эдаким бесстрастным иеремонермейстером свадебного действа. Кстати, его репликой заканчивается и сам водевиль. Надо думать, что Чехову сподручнее всего было выписывать образ шафера, ведь он все-таки не раз исполнял его обязанности. Чего стоит чеховский опыт шаферства на свадьбе в Новочеркасске!
О ней мы знаем не много. Антон Павлович, кратко описав ее в одном из своих писем, добавлял, что имеет намерение рассказать о ней поподробнее. «Такая масса пестрых впечатлений, — сообщал он, — что нет возможности передать их в письме, а приходится оставить до возвращения в Москву.» Биографы писателя утверждают, что такого описания не последовало. Но это, можно сказать, формальное утверждение. Нет сомнений, что впечатления от казачьей свадьбы бесспорно водили рукой великого писателя, когда он в дальнейшем создавал свои новые произведения.
… Памятный 1887-й год. Известно, что этот год не в последнюю очередь примечателен в биографии Антона Павловича тем, что тогда вышла из печати книга его рассказов «В сумерках», подписанная на сей раз не псевдонимом, а подлинной фамилией. Словом, Чехов как бы открылся для читателей. Среди открытий же, обогативших самого Чехова, в том году по праву можно назвать его знакомство со свадебными традициями казачьей столицы. Знакомство удалось на славу, коль рука писателя вскоре потянулась к перу и бумаге.