Было! (из истории новочеркасских происшествий)
Почти двухвековая история Новочеркасска наполнена множеством различных инцидентов, курьёзов, пассажей, неординарных событий. Их описание достойно самых захватывающих детективов и криминальных повествований. Правда, если судить по сообщениям местной печати, то первоначально среди происшествий преобладали, в основном, пропажи, вызванные забывчивостью горожан. Сообщения о находках различных предметов наиболее часто встречаются в городской периодике первого, так сказать, поколения. Любопытно, что находки эти нередко делались в самых оживлённых местах, знакомых и нынешним жителям города. Читаешь о найденных драгоценностях и ценных предметах, доставлявшихся в полицию, и невольно проникаешься уважением к благородству тех давних горожан и гостей города.
Вот, к примеру, что сообщали в 1864 году, весьма «урожайном» на находки, местные газеты. В феврале: «От Новочеркасской полиции объявляется, что не окажется ли кому принадлежащими деньги 192 рубля серебром, найденные вольноотпущенным Иваном Нефёдовым Приходько на Московской улице». Или: «Черкасское сыскное начальство объявляет, что не окажется ли кому принадлежащим знак отличия (орден) св. Анны под N80401, найденный государственным крестьянином Терентием Бирюковым». Июньское сообщение: «Новочеркасская полиция объявляет, что: I) Есаул Иван Старинов нашел в г. Новочеркасске у ворот кладбища два золотых кольца. 2) Государственный крестьянин Рязанской губернии Новоспасского уезда нашел в г. Новочеркасске близ р. Аксая под мостом железной дороги 12 штук женских колпаков и две индийских новых шали». А вот уже осеннее объявление: 7 числа сентября сего года найден в Войсковом Александровском саду затяжной хомут с шлеею в оловянном наборе; хозяин оного должен обратиться в Новочеркасскую полицию.
От любого непредвзятого читателя старой периодики не может ускользнуть одна примечательная особенность: в газетных сообщениях конца прошлого — начала уходящего столетия призывы к горожанам придти в полицию за потерянными вещами встречаются уже не слишком часто. Зато полицейские сводки буквально напичканы сообщениями о криминальных происшествиях: кражах, нападениях, убийствах. К примеру, в 1907 году, который обычно считают начатом времени затишья после революционных бурь, «Донские областные ведомости» оповещали: «В ночь на 23 августа из конюшни у священника хутора Персияновского украдена лошадь с бланкардою и упряжкою. Кража со взломом замка. Собака отравлена. Стоимость лошади 150 рублей, бланкарды — тоже 150 рублей». Поздней осенью в этой же газете появилось сообщение о нашумевшем «пивном деле»: «16 ноября в займище юрта станины Новочеркасской около ерика, близ дороги, ведущий из г. Новочеркасска в хутор Арпачинский, найден труп убитого неизвестного человека, на грудь которого навален был яшик с бутылками, наполненными пивом завода Базенер в Новочеркасске, а три забытых ящика стояли около трупа. Производится следствие».
Словом, у местной полиции работёнки хватало. Правда, её заботы не могли идти ни в какое сравнение с более масштабными заботами ростовских блюстителей порядка. В ходу даже была такая шутка: у новочеркасской полиции нет права дремать, а у ростовской — нет возможности спать. Причем, на одной из газетных карикатур были изображены проводы ростовских полицейских на отдых в Новочеркасск.
Однако жизнь донской столицы в предреволюционные годы отнюдь нельзя назвать идиллической. Происшествий, что называется, было предостаточно. Этому, как ни странно, способствовало, например, проведение атаманом В.И. Покотило в 1912-1915 годах шумной антиалкогольной кампании. Многие десятки горожан, уличенных или даже заподозренных в пристрасти к спиртному, были высланы тогда из города. Правда, число пьющи* и ходе пой кампании, увы, не уменьшилось, а увеличилось. По признанию сделанному и местной печати, уже после отъезда Покотило из города, некоторые новочеркасцы начинали пить лишь для того, чтобы хоть па время отмахнулся от постоянных «покотилиных» угроз и предостережений. Кстати, горожанам запомнилось, как один из таких выпивох-поиобранпев ухитрился взобраться на памятник Платову, дабы в обнимку с бронзовым атаманом спастись от самодурства его тогдашнего наследника. Сторожилы утверждают, что Покотило, узнав об этом, специально покинул атаманский дворец и лично руководил стаскиванием с пьедестала очередной жертвы антиалкогольной кампании.
Разные происшествия случались в Новочеркасске: смешные и печальные, трагические и комические. Если попробовать оглянуться назад, есть что вспомнить, о чём рассказатъ. Что было, то было.