Описание основных технологий взаимодействия и сотрудничества
Описание основных технологий взаимодействия и сотрудничества
субъектов воспитательной деятельности и социальных институтов
В процессе воспитания, социализации и духовно-нравственного развития обучающихся на уровне начального общего, основного общего, среднего общего образования большое значение имеет социальное партнерство различных социальных институтов. Интеграция социально-педагогического потенциала организаций общего и дополнительного образования, культуры, спорта, туризма, местного сообщества, традиционных религиозных и иных общественных организаций и семьи способствует позитивной социализации школьников. Взаимодействие школы, семьи и общественности имеет решающее значение для организации нравственного уклада жизни детей.
Педагогика казачества – социокультурная концепция воспитания, основанная на традициях и инновациях культуры казачества Юга России. Базовой основой данной концепции в историко-культурной ретроспективе выступает система казачьего воспитания, являющаяся выразителем воспитательного потенциала казачьего культурогенеза.
Развиваясь вначале как этнопедагогическая производная казачьей культуры, система казачьего воспитания в более позднее время под влиянием процессов диверсификации и регионализации образования на Юге России обретает характер целенаправленной деятельности педагогов по созданию определенного образа жизнедеятельности детей, способствующего усвоению ими ценностей, идеалов и смыслов казачьей культуры.
В современных условиях базовыми компонентами педагогики казачества выступают:
- социальный заказ, обусловленный потребностями поступательного развития российского общества в направлениях суверенного демократического развития;
- воспитательная цель – совершенный образ человека российской национальной культуры, носителя социально-значимых ценностей и идеалов культуры казачества;
- воспитательный потенциал казачьей культуры, включающий в себя казачью идею, социально-значимые ценности, культурно-воспитательные идеалы казачества и интегрирующий в своем развитии идею российскости;
- принципы воспитания: историко и культуросообразности, традиционности, патриотизма, природосообразности, личностного подхода, народности, содружества – соборности, духовности;
- культурные казачьи сообщества – современные формы организации воспитательного пространства, решающие проблемы воспроизводства духовно-идейных основ казачьей культуры и возрождения казачества;
- системообразующая деятельность – совместная деятельность детей и взрослых по возрождению и развитию казачьей культуры, в которой ребенок занимает позицию соавтора, субъекта деятельности;
- личностно-ориентированная воспитательная парадигма, отражающая свободолюбивый, народно-демократический характер казачьей культуры и проявляющаяся в способах социализации – усвоении и воспроизводстве личностью ментально-ценностного мира казачьей культуры;
- культурная идентификация, выступающая психолого-педагогической основой становления у подрастающих поколений социально-значимых воспитательных ценностей и идеалов казачьей культуры.
Педагогика казачества, базируясь на многовековых духовно-идейных основах культуры казачества, органично интегрирована в национальную педагогическую структуру и не противоречит современным гуманистическим теориям национального воспитания, обогащая их колоритом региональной специфики.
Культурное казачье сообщество – форма совместной жизнедеятельности детей и взрослых, основанная на традициях и инновациях казачьей культуры, выступающая как духовно-воспитательное пространство. Духовно-воспитательный характер данного пространства определяется единой общественно значимой для всех субъектов воспитания целью возрождения и развития казачьей культуры.
В культурных казачьих сообществах создаются полноценные условия для становления человека национальной культуры, моделируются различные вариации концепции социокультурного воспитания – педагогики казачества, формируются современные совместные жизнедеятельности детей и взрослых в традициях казачьей культуры, решаются проблемы возрождения и воспроизводства феномена казачества.
Методика организации воспитательного процесса, направленного на становление у подрастающих поколений социально-значимых ценностей и идеалов казачьей культуры включает в себя: педагогические подходы и принципы организации воспитательного процесса в воспитательной среде педагогики казачества; педагогические условия самоопределения культурных казачьих сообществ; моделирование культурных казачьих сообществ в духовно-воспитательном пространстве педагогики казачества; содержательное наполнение всех звеньев культурного казачьего сообщества совместной деятельностью детей и взрослых по развитию казачьей культуры; координацию воспитательной работы всех структур и звеньев культурного казачьего сообщества; педагогическую поддержку становления личностного образа ребенка в идентификационных процессах с казачьей культурой.
Казачья идея, оставаясь неизменной в своих базовых началах, эволюционировала вместе с культурогенезом казачества. На ранних этапах военного периода казачьей эволюции духовно-идейная составляющая казачьей культуры выражается стремлением людей к свободе – воле, к православному единению, понимаемых как непременное условие личностного развития.
Приобщение молодых поколений к основам казачьей культуры ставит вопрос об организации воспитательного процесса, реализующего данную цель. Сущность такой организации составляют новые формы жизнедеятельности детей и взрослых, основанные на трансформации традиции казачьей культуры в педагогические инновации сегодняшнего дня, обусловливающие нелинейное воспроизводство прошлого в реалиях нашего времени.
В культурном казачьем сообществе воспитательные среды объединяются в воспитательное пространство не механически, они порождают качественно новую форму – духовное сообщество, отличительной чертой которого является то обстоятельство, что оно само выступает субъектом воспитательного процесса, объединяя педагогов, казачьих наставников, самих учащихся, священнослужителей, родителей, администраторов общей духовно-нравственной целью возрождения казачества и воспитания личности ребенка с ценностями свободы, народовластия, с идеалами служения Отечеству, хозяина своей земли.
Культурологический подход реализуется в педагогике казачества в следующих направлениях:
- в отношении к воспитателю как носителю воспитательной парадигмы казачьей культуры, способному проникнуть в духовно-идейный мир казачьей культуры, впитать в свое самосознание ее ценности, идеалы, смыслы и умеющему передать эту культуру подрастающим поколениям;
- в отношении к ученику как субъекту российского культурно-воспитательного процесса, открытому для восприятия воспитательного потенциала казачьей культуры в разнообразных формах совместной со взрослыми деятельности — содружестве;
- в организации культуросообразных воспитательных сред в духовно-воспитательное пространство педагогики казачества и образование инновационных форм воспроизводства казачьего культурогенеза -казачьих культурных сообществ;
- в наполнении духовно-воспитательного пространства педагогики казачества культуросообразным содержанием, выражающим региональную специфику культуры казачества.
Школьники должны принимать посильное участие в построении модели социального партнерства, необходимой для их позитивной социализации.
Формирование социального опыта школьников осуществляется в ходе реализации проектов, коллективных творческих дел, сюжетно-ролевых и деловых игр, коллективного посещения театров, музеев, концертов, экскурсий, встреч с представителями религиозных и общественных организаций и т. д.