Виват донская гвардия
В ноябре 1774 гола главнокомандующий всеми казачьими войсками России Г.А. Потемкин направил на Дон следующее предписание: «По получении сего имеет Войсковая канцелярия, выбрав из самых лучших и способных… 65 человек, отправить их на легких и прочных лошадях в Москву». А еще через месяц казаки, прибывшие в старую столицу, составили почетный конвой императрицы Екатерины Алексеевны
Сформированное воинское подразделение стало первой донской гвардейской частью, которая получила наименование придворной команды. Входившие в нее донцы принимали участие в боевых действиях, а также несли охранную службу в местах пребывания императрицы. Конечно, попадали в придворную команду наиболее физически сильные, выносливые и смелые. Об этом свидетельствует, например, трагикомический случай с Екатериной II, происшедший в Царском Селе летом 1787 года. О нем офицер царской охраны Тапилин вспоминал: «Императрица часто каталась по парку с придворною дамою в коляске. Однажды во время такой прогулки лошади испугались, начали бить и понесли; растерявшийся кучер выпустил вожжи (это было на берегу канала), — еще момент и карета упала бы в воду; случившийся здесь лейб-казак Мамин, отличавшийся большой силой, схватил карету за задние колеса и придержал лошадей на месте, пока кучеру удалось подобрать вожжи. Государыня успела выйти из коляски.»
Затем 24 января 1798 года из этого гвардейского подразделения был выделен в качестве самостоятельного лейб-гвардии казачий его Величества полк, прошедший большой ратный путь. За боевые свершения он был удостоен георгиевского штандарта, 22-х серебряных труб, особых знаков, которые казаки носили на шапках. Наиболее яркой страницей его ратных дел стало спасение Александра I и сопровождавших его монархов союзных России держав от пленения в битве под Лейпцигом в октябрю 1813 года. Стремительная атака казаков лейб-гвардейцев нейтрализовала прорыв французских кирасир к холму Вахтберг, на котором находился наблюдательный пункт глав держав-союзниц. Французы были остановлены и обращены вспять буквально у самого подножия холма. После боя Александр I публично расцеловал командира полка генерала В.В. Орлова-Денисова и возглавившего казачью атаку полковника И.Е. Ефремова. Император снял с себя орден Георгия IV степени и приколол его Ефремову.
Примечательно, что у истоков другого донского гвардейского формирования также стоял Потемкин. Его ставленник войсковой атаман Алексей Иванович Иловайский издал 20 апреля 1775 года приказ о сформировании для несения непрерывной внутренней службы специального Атаманского полка. Этот полк состоял из пяти сотен, в каждой из которых было предусмотрено три офицера. Атаманцам пришлось однако нести не только внутреннюю службу. Впервые они выступили в полном составе в поход за пределы донского края в 1783 году. В числе других 12 казачьих полков атаманцы под предводительством А.И. Иловайского участвовали в походе по отражению ногайского набега. Руководил экспедицией генерал-поручик А.В. Суворов. Врагу было нанесено серьезное поражение: в плен взяли около 4 тысяч ногайских татар и отбили у них 30 тысяч лошадей. С той поры атаманцы геройски проявили себя во многих походах и сражениях русской армии. Они штурмовали в 1788 году Очаков, брали в 1790 году Измаил, обороняли в 1807 году переправу через реку Неман у Тильзита, отличились в 1812 году в Бородинском сражении, проявили себя в 1814 году при взятии французской крепости Намюр, первыми вступили в 1831 году в отбитую у польских повстанцев Варшаву.
Заслуги полка были отмечены в феврале 1855 года повышением его статуса — он стал именоваться лейб-атаманским, а с сентября 1859 года -лейб-гвардейским.
Еще одним гвардейским формированием Войска Донского явилась знаменитая 6-я казачья батарея. Гром ее орудий мог слышать еще А.С Пушкин, принимавший участие в боевых действиях против турок летом 1829 года. В ратной летописи батареи немало блистательных свершений.
В январе 1878 года, к примеру, во время освободительного похода в Болгарию вахмистр батареи Аведиков вместе с четырьмя батарейцами, вооруженными одними револьверами, пленил отряд из 60 турок. За участие в походе на Балканы лейб-гвардии 6-я донская батарея и лейб-гвардии Атаманский полк получили царским повелением права старой гвардии. Словом, эти донские подразделения были отнесены к наиболее элитным частям русской армии.